Уровень знаний и навыков школьников, педагогическое мастерство учителя оцениваются в основном во время посещения учебных занятии. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.
Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знании, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:
1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;
2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются .та дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;
3) Воспитывающею роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
4) Методическую сторону урока:
а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;
г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;
д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;
е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;
5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.
Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение-это лишь первый этап контроля, второй разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.
Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, что бы все уроки были комбинированными, включали все "элементы" — это значит схема газировать учебный процесс, упрощать его.
Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
6) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Примерная схема комплексного анализа урока:
- готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя),
- внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку,
- организационные действия учителя (при необходимости),
- планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока,
- актуализация знаний и способов деятельности учащихся,
- какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение),
- применение проблемных методов в учении школьников,
- соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся,
- объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ,
- учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития,
- подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения,
- постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуа-ций, показ их разрешения,
- владение учителем способами создания проблемных ситуаций,
- соблюдение правил постановки учебной проблемы,
- использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним,
- соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения,
- формирование специальных и общих учебных умений учащихся,
- наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения,
- умения учащихся осуществлять логические операции,
- развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает),
- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены,
- соблюдение требований проблемно- развивающего обучения к домашней работе учащихся. Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление),
- учет учителем индивидуальных особенностей. способностей и подготов-ленности учащихся и предложение дифференцированных заданий,
- что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления,
- общая результативность урока.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
I этап: организационный.
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Результаты: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех уча-щихся.
Рекомендации: систематичность оргмомента, последовательность проявления тре-бований, собранность, сдержанность, требовательность самого учителя.
II этап: проверка д/з.
Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/3 всеми учащимися.
Результаты: возможность учителя за 5-7 мин. установить уровень знаний у боль-шинства учащихся. Возможность в ходе проверки д/з скорректировать опорные поня-тия и ликвидировать обнаруженные недостатки.
Рекомендации: использование системы приемов которые позволяют опросить воз-можность выполнения д/з большинством учащихся, оперативность учителя.
III этап: всесторонняя проверка знаний.
Задачи: глубоко проверить знания отдельных учащихся. Стимулировать опраши-ваемых и весь класс к овладении рациональными приемами учения и самообразова-ния.
Результат: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Рекомендации: использование самых различных методов проверки зна-ний(фронтальная беседа, тестовая проверка) постановка дополнительных вопросов, которые проверяли бы прочность знаний, создание при опросе нестандартных ситуа-ций (пусть звучит вопрос "Почему?"
IV этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала.
Задача; организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Результат: активная познавательная деятельность на следующем этапе.
Рекомендации: оценка значимости для учащихся нового материала, умение пока-зать чему учащихся должны научиться в ходе урока, умение четко однозначно опре-делить образ. Цель урока, фиксацию этого в поурочном плане.
V этап: усвоение новых знаний.
Задачи: дать учащимся конкретное представление об изучаемом, основной идеи изучаемого вопроса добиться от них осознания. Первичного обобщения и системати-зация новых знаний, усвоения учащихся способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний вырабатывать соответст-вующие умения и навыки.
Результат: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельные ра-боты учащихся в сочетании с беседой, использование компьютерной техники, показа-телем эффективности усвоения учащихся является правильность ответов, действий в процессе беседы, активное участие всего класса в подведении итогов работы, а также качество знаний учащихся на последних этапах обучения.
Рекомендации: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, восприятие отличительных признаков; вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта, исполь-зование приемов мышления, самостоятельная работа с книгой, использование нагляд-ности, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; по-становка перед учащихся учебной проблемы, создание проблемной ситуации; поста-новка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, словарная работа.
VI этап: проверка понимания учащимися нового материала.
Задачи: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.
Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности нового ма-териала большинством средних и слабых учащихся.
Рекомендации: постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятель-ности учащихся, создание нестандартных ситуация, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение. Учет дополни-тельных вопросов со стороны учащихся для выяснения пробелов в знаниях.
VII этап: закрепление нового материала.
Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять су-щественные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их, активность учащихся.
Рекомендации: овладение рациональными методами и приемами контроля за зна-ниями, умениями, учащихся.
VIII этап: информация о д/з, инструктаж по его выполнения.
Задачи: сообщить о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
Результат: правильное выполнение д/з всеми учащихся.
Рекомендации: проводить этап в границах урока, включать в состав д/з познава-тельные задачи, вопросы; дифференцировать подход к отбору материала для д/з.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛОГИКА УРОКА
Методическая логика урока связана с определением того, какие методы и приемы, виды и регистры деятельности и в какой последовательности используются внутри каждого этапа урока, какие промежуточные результаты предполагается достичь на каждом этапе урока, в каждом виде учебно-воспитательной деятельности и в каждом упражнении.
Методическая логика урока связана также с тем, что учитель подбирает средства, адекватные поставленным целям и задачам в соответствии с теми принципами, которые лежат в основе обучения. Здесь же учитель продумывает, каким должно быть методическое обеспечение урока, т. е.:
1) какие информационные источники и носители, в том числе ТСО, мультимедийные средства, доска, карточки, плакаты и опорные сигналы; какие учебники, учебные пособия, какое оборудование следует использовать на данном уроке, как и когда;
2) с помощью каких средств учитель управляет деятельностью школьников на уроке. Это могут быть:
• задания различного характера,
• образцы,
• инструкции, алгоритмы, правила, рекомендации,
• опоры (схемы, модели, смысловые, содержательные, вербальные ориентиры, тексты как опоры, планы, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.),
• ключи для самоконтроля,
• временные ограничители.
При этом следует обратить внимание: .
- на адекватность использованных средств основной и сопутствующим целям урока;
- правомерность использования средств на данном этапе урока;
- эффективность использования средств в данном классе;
- грамотное использование и сочетание средств в разных видах деятельности.
Названные средства управления находятся в руках учителя или содержатся в учебнике и/или учебном пособии и используются самостоятельно учениками. По сути своей все средства управления являются “костылями”, подсказками и с определенной степенью жесткости регламентируют деятельность учащихся.
На уроке осуществляется управляемая учителем и самоуправляемая деятельность учащихся по достижению учебно-воспитательных целей. Урок с этой точки зрения должен строиться таким образом, чтобы постепенно управление из рук учителя переходило к учащимся, чтобы жесткость управления со стороны учителя на протяжении урока ослабевала, а само стоятельность учащихся возрастала.
Таким образом, к концу урока часть названных средств управления должна фактически сниматься. Если, например, в начале урока на доске и на карточках ученикам предлагается максимальное количество опор, то к концу урока они должны уже действовать без опор или с их минимальным количеством. Так, если учащиеся, например, отвечая на вопросы, сначала максимально пользовались учебником, искали в нем и считывали нужный материал, то последующие задания должны быть построены таким образом, чтобы школьники “отрывались” от учебника и актуализировали в памяти материал самостоятельно. Оптимальным было бы, если бы в конце урока учащиеся могли выполнять задания самостоятельно и единственными средствами управления их деятельностью были бы сами задания и в ряде случаев информационные источники. Следует оговориться, что проявлением самостоятельности учащихся является также подготовка ими самими средств управления: опор (например плана, диаграмм, схем, самостоятельно подготовленных опорных сигналов, ключевых слов, терминов и т. д.), а также самостоятельный выбор или формулирование учебных заданий.
Перечисленные средства управления и самоуправления деятельностью школьников на уроке являются одновременно средствами обучения и контроля со стороны учителя и средствами обучения и самоконтроля со стороны учащегося.
Еще со времен Я. А. Коменского непреложным является положение о том, что учитель должен обучать тому, что собирается контролировать, контролировать то, чему он обучил, а значит, и любое средство, и любое упражнение является обучающим и контролирующим. Это касается, в первую очередь, текущего контроля. А контроль итогов любого уровня (в конце цикла или блоков уроков, в конце темы, а также в конце четверти, года или всего процесса обучения) требует специальной организации и выделения специальных этапов на уроке или проведения итоговых контрольных мероприятий (контрольных уроков, зачетов, экзаменов).
Реальная ценность урока — его результат; степень усвоения материала учениками. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, урок эффективным назвать нельзя. На уроке ребята, должны усвоить намеченный объем знании, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретаются в основном на уроке.
Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:
1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;
2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются .та дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;
3) Воспитывающею роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;
4) Методическую сторону урока:
а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;
б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;
в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;
г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;
д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;
е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;
5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для руководителя представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.
Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение-это лишь первый этап контроля, второй разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы учителя.
Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Прежде не следует искать на каждом уроке применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, что бы все уроки были комбинированными, включали все "элементы" — это значит схема газировать учебный процесс, упрощать его.
Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:
а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;
6) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;
в) состав данного класса, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение об уроке составляется на основе ответов школьников, контрольных работ, а уровень развития ребят, их способности при этом не учитываются);
г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.
Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как нам кажется, такая схема:
а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;
б) затем присутствующий анализирует положительные стороны урока;
в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;
г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;
д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.
Примерная схема комплексного анализа урока:
- готовность учителя и учащихся к уроку (внешняя),
- внутренняя, психологическая готовность учащихся к уроку,
- организационные действия учителя (при необходимости),
- планирование учителем и сообщение учащимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока,
- актуализация знаний и способов деятельности учащихся,
- какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение),
- применение проблемных методов в учении школьников,
- соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся,
- объем и характер самостоятельных работ учащихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ,
- учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны ближайшего их развития,
- подходы к повышению у учащихся положительной мотивации учения,
- постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуа-ций, показ их разрешения,
- владение учителем способами создания проблемных ситуаций,
- соблюдение правил постановки учебной проблемы,
- использование учебника, соотношение репродуктивной и частично поисковой работы с ним,
- соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения,
- формирование специальных и общих учебных умений учащихся,
- наличие у учащихся познавательных умений: формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательств (опровержение) гипотезы, проверка правильности ее решения,
- умения учащихся осуществлять логические операции,
- развитие познавательных способностей учащихся на каждом этапе урока (что это доказывает),
- затруднения, возникшие у учащихся всего класса, у отдельных школьников, их причины. Как они были устранены,
- соблюдение требований проблемно- развивающего обучения к домашней работе учащихся. Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление),
- учет учителем индивидуальных особенностей. способностей и подготов-ленности учащихся и предложение дифференцированных заданий,
- что дал урок для развития у учащихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления,
- общая результативность урока.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА
I этап: организационный.
Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке.
Результаты: кратковременность оргмомента, полная готовность класса к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех уча-щихся.
Рекомендации: систематичность оргмомента, последовательность проявления тре-бований, собранность, сдержанность, требовательность самого учителя.
II этап: проверка д/з.
Задача: установить правильность и осознанность выполнения д/3 всеми учащимися.
Результаты: возможность учителя за 5-7 мин. установить уровень знаний у боль-шинства учащихся. Возможность в ходе проверки д/з скорректировать опорные поня-тия и ликвидировать обнаруженные недостатки.
Рекомендации: использование системы приемов которые позволяют опросить воз-можность выполнения д/з большинством учащихся, оперативность учителя.
III этап: всесторонняя проверка знаний.
Задачи: глубоко проверить знания отдельных учащихся. Стимулировать опраши-ваемых и весь класс к овладении рациональными приемами учения и самообразова-ния.
Результат: проверка учителем не только объема и правильности знаний, но и их глубины, осознанности. Умение использовать их на практике, рецензирование ответов учащихся, направленных на выявление положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Рекомендации: использование самых различных методов проверки зна-ний(фронтальная беседа, тестовая проверка) постановка дополнительных вопросов, которые проверяли бы прочность знаний, создание при опросе нестандартных ситуа-ций (пусть звучит вопрос "Почему?"
IV этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоения нового материала.
Задача; организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Результат: активная познавательная деятельность на следующем этапе.
Рекомендации: оценка значимости для учащихся нового материала, умение пока-зать чему учащихся должны научиться в ходе урока, умение четко однозначно опре-делить образ. Цель урока, фиксацию этого в поурочном плане.
V этап: усвоение новых знаний.
Задачи: дать учащимся конкретное представление об изучаемом, основной идеи изучаемого вопроса добиться от них осознания. Первичного обобщения и системати-зация новых знаний, усвоения учащихся способов, путей и средств, которые привели к данному обобщению. На основе приобретаемых знаний вырабатывать соответст-вующие умения и навыки.
Результат: при использовании метода эвристической беседы, самостоятельные ра-боты учащихся в сочетании с беседой, использование компьютерной техники, показа-телем эффективности усвоения учащихся является правильность ответов, действий в процессе беседы, активное участие всего класса в подведении итогов работы, а также качество знаний учащихся на последних этапах обучения.
Рекомендации: использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала, восприятие отличительных признаков; вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся, запись в тетрадях формулировок опорных пунктов плана, тезисов конспекта, исполь-зование приемов мышления, самостоятельная работа с книгой, использование нагляд-ности, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации; по-становка перед учащихся учебной проблемы, создание проблемной ситуации; поста-новка эвристических вопросов, составление таблиц первичного обобщения материала, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, словарная работа.
VI этап: проверка понимания учащимися нового материала.
Задачи: установить усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы.
Результат: основной критерий результативности - уровень осознанности нового ма-териала большинством средних и слабых учащихся.
Рекомендации: постановки вопросов, требующих активной мыслительной деятель-ности учащихся, создание нестандартных ситуация, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение. Учет дополни-тельных вопросов со стороны учащихся для выяснения пробелов в знаниях.
VII этап: закрепление нового материала.
Задача: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
Результат: умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять су-щественные признаки, ведущих понятий, конкретизировать их, активность учащихся.
Рекомендации: овладение рациональными методами и приемами контроля за зна-ниями, умениями, учащихся.
VIII этап: информация о д/з, инструктаж по его выполнения.
Задачи: сообщить о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.
Результат: правильное выполнение д/з всеми учащихся.
Рекомендации: проводить этап в границах урока, включать в состав д/з познава-тельные задачи, вопросы; дифференцировать подход к отбору материала для д/з.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛОГИКА УРОКА
Методическая логика урока связана с определением того, какие методы и приемы, виды и регистры деятельности и в какой последовательности используются внутри каждого этапа урока, какие промежуточные результаты предполагается достичь на каждом этапе урока, в каждом виде учебно-воспитательной деятельности и в каждом упражнении.
Методическая логика урока связана также с тем, что учитель подбирает средства, адекватные поставленным целям и задачам в соответствии с теми принципами, которые лежат в основе обучения. Здесь же учитель продумывает, каким должно быть методическое обеспечение урока, т. е.:
1) какие информационные источники и носители, в том числе ТСО, мультимедийные средства, доска, карточки, плакаты и опорные сигналы; какие учебники, учебные пособия, какое оборудование следует использовать на данном уроке, как и когда;
2) с помощью каких средств учитель управляет деятельностью школьников на уроке. Это могут быть:
• задания различного характера,
• образцы,
• инструкции, алгоритмы, правила, рекомендации,
• опоры (схемы, модели, смысловые, содержательные, вербальные ориентиры, тексты как опоры, планы, иллюстративная и прочая наглядность и т. п.),
• ключи для самоконтроля,
• временные ограничители.
При этом следует обратить внимание: .
- на адекватность использованных средств основной и сопутствующим целям урока;
- правомерность использования средств на данном этапе урока;
- эффективность использования средств в данном классе;
- грамотное использование и сочетание средств в разных видах деятельности.
Названные средства управления находятся в руках учителя или содержатся в учебнике и/или учебном пособии и используются самостоятельно учениками. По сути своей все средства управления являются “костылями”, подсказками и с определенной степенью жесткости регламентируют деятельность учащихся.
На уроке осуществляется управляемая учителем и самоуправляемая деятельность учащихся по достижению учебно-воспитательных целей. Урок с этой точки зрения должен строиться таким образом, чтобы постепенно управление из рук учителя переходило к учащимся, чтобы жесткость управления со стороны учителя на протяжении урока ослабевала, а само стоятельность учащихся возрастала.
Таким образом, к концу урока часть названных средств управления должна фактически сниматься. Если, например, в начале урока на доске и на карточках ученикам предлагается максимальное количество опор, то к концу урока они должны уже действовать без опор или с их минимальным количеством. Так, если учащиеся, например, отвечая на вопросы, сначала максимально пользовались учебником, искали в нем и считывали нужный материал, то последующие задания должны быть построены таким образом, чтобы школьники “отрывались” от учебника и актуализировали в памяти материал самостоятельно. Оптимальным было бы, если бы в конце урока учащиеся могли выполнять задания самостоятельно и единственными средствами управления их деятельностью были бы сами задания и в ряде случаев информационные источники. Следует оговориться, что проявлением самостоятельности учащихся является также подготовка ими самими средств управления: опор (например плана, диаграмм, схем, самостоятельно подготовленных опорных сигналов, ключевых слов, терминов и т. д.), а также самостоятельный выбор или формулирование учебных заданий.
Перечисленные средства управления и самоуправления деятельностью школьников на уроке являются одновременно средствами обучения и контроля со стороны учителя и средствами обучения и самоконтроля со стороны учащегося.
Еще со времен Я. А. Коменского непреложным является положение о том, что учитель должен обучать тому, что собирается контролировать, контролировать то, чему он обучил, а значит, и любое средство, и любое упражнение является обучающим и контролирующим. Это касается, в первую очередь, текущего контроля. А контроль итогов любого уровня (в конце цикла или блоков уроков, в конце темы, а также в конце четверти, года или всего процесса обучения) требует специальной организации и выделения специальных этапов на уроке или проведения итоговых контрольных мероприятий (контрольных уроков, зачетов, экзаменов).
Комментариев нет:
Отправить комментарий