Attention * Увага * Attention * Увага


Всеукраїнський Конкурс Освітніх Сайтів

Світлина від Миколи Ручки.



Видавництво "Шкільний світ" підбило підсумки Всеукраїнського конкурсу на найкращий авторський освітній інтернет-сайт.
У номінації учителів французької мови блог "Mon ami français" визначено переможцем.
Джерело: Видавництво "Шкільний світ"

За інформацією МОН України






Le tour du monde en 80 secondes


воскресенье, 17 января 2010 г.

Методика

ЛЕКЦИЯ: Пути и формы использования мультимедийных средств обучения на уроке французского языка

Компьютерные технологии и урок иностранного языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Компьютерные программы уже зарекомендовали себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций при обучении иностранному языку. Образовательный потенциал нового технического средства обучения может эффективно использоваться и на уроке французского языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи.

На основе анализа исследований, посвященных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразовательным предметам, можно представить следующее определение ММП как методического приема.
Мультимедийная презентация иноязычного материала - способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определённого возраста учащихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определённой лексико-грамматической теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
При наличии соответствующего оборудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации.
Преимущество презентации ММП состоит в:
-сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
-возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический, грамматический, и фонетический материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
-возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, цветные и черно-белые фолии, распечатки на бумаге и пр.);
-возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
-активизации внимания всего класса;
-поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
-осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
-сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
-экономии учебного времени;
-формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.
Зачастую на уроке возникает необходимость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт (презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:
-интерактивностъ - способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию ;
-мультимедийностъ - использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
-комплексность представления информации - возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
-дискретность - смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (он/они должен/ны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
-программная совместимость - возможность использовать объекты из других программ, например из приложений MS Office;
-доступность технического инструментария - наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office.
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
Следует подчеркнуть, что при подготовке презентаций учитель, стремящийся добиться успешного результата своей работы, обращает внимание не только на традиционные требования к наглядности, но и на специфичные требования:
-нейтральная цветовая гамма фона слайда;
-простая структура шаблонов;
-оправданное использование эффектов анимации звуковых эффектов;
-расположение на слайде не более пяти элементов;
-максимальный размер фотографий 500б;
-наименьший размер шрифта, который может увидеть аудитория, 24пт;
-локализация различных средств наглядности посредством компьютера с использованием экрана и мультимедиа-проектора или телевизионного экрана;
-использование гиперссылок и эффектов анимации;
-необходимость распечатки структуры презентации на бумаге;
-сопровождение слайдов функцией «заметки», «примечание»;
-использование функций «рисование» на слайде в ходе показа;
-использование гиперссылок.
Презентации отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть классифицированы по разным критериям:
•по направленности на определенную аудиторию:
-для работы в аудитории с проецированием на большой экран;
-для самостоятельной работы за персональным компьютером .
•по функциональному использованию:
-деловая (официальная, официально-эмоциональная, информационный ролик);
-учебная (чтение лекций, проведение семинаров, защита курсовых и дипломных работ, выступление на конференции);
-обучающая (при обучении дисциплинам в школе и в вузе);
-прикладная (раздаточный материал в виде графиков, схем, таблиц и т.д.);
-развлекательная (поздравления, сопровождение концертов и увеселительных мероприятий).
•по характеру представляемой информации:
-текстовая;
-аудио-видео;
-иллюстративная;
-комбинированная (сочетание текстовых, иллюстративных и аудио-видео материалов в одной презентации).
•по структуре и управлению:
-линейная с жесткой последовательностью кадров - представление цельных слайдов, так называемых «плакатов» ;
-линейная с эффектами анимации -последовательный переход от одного слайда к другому с использованием эффектов анимации;
-гипертекстовая - с разветвленной структурой - последовательность подачи материала произвольна и регламентируется гиперссылками;
-в форме Интернет- страницы - единственным отличием от гипертекстовой презентации является способ управления с помощью вертикального или горизонтального меню;
-с эффектами скрытых сладов - презентация, в структурном плане которой имеются слайды, не появившиеся на экране в ходе презентации.
Обучающие презентации отличаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму); по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная).
Для учителя особое значение приобретает простота использования MS Power Point в качестве «монтажного стола» . Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть объединены в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом. При этом данная программа предоставляет обширный и простой в использовании технический инструментарий, который условно можно разделить на две группы: для эффективной и экономичной во времени подготовки презентации и для эффектного ее представления за счет разных возможностей управления ходом показа слайдов. Учитель владеет не только технической стороной вопроса, но и подбирает необходимый методический инструментарий для воплощения конкретных задач урока. Этот выбор зачастую подсказывает креативному учителю сама программа за счет заложенных в ней алгоритмов и команд.
Для мультимедийных презентаций лексических явлений используются следующие приемы:
1)семантизация существительных путем демонстрации изображения обозначаемых предметов на экранедоске с помощью компьютера и проектора и соответствующего многократного повторения слова изолированно, в ситуативно связанном предложении;@@
2)семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками;@
3)семантизация прилагательных путем демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму, рисунок, узор);@
4)семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов или самих предметов (часов, календаря, таблицы, расписания и т.п.);@
5)семантизация наречий с помощью различных мультимедийных указателей (часов - рано / поздно; географической карты - далеко / близко; виртуального местоположения в классной комнате, на улице -справа / слева и т.п.) и картинок, видеофрагментов;@
6)семантизация местоимений с использованием соответствующих картинок с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения);@verbes
7)введение предлогов с использованием соотнесения предметов в виртуальном классе, специальных рисунков (статичных и анимированных), сопровождаемых специальными звуковыми эффектами;
8)введение междометий с помощью звуковых файлов в разном формате и рисованных ситуаций (комиксов);
9)использование для семантизации абстрактных и обобщенных существительных путем перевода в виде русскоязычной подсказки (звук, надпись);
10)семантизация слов и словосочетаний в контексте, подсказывающем необходимое значение (при общей мультимедийной поддержке);
11)введение собирательных слов с помощью различных изображений с конкретными значениями (огурцы, помидоры - овощи; яблоко,груша-фрукты)@
12)введение конкретных слов путем демонстрации конкретных предметов;@ребенок
13)семантизация лингвострановедческих реалий путем демонстрации соответствующих изображений (фотографий, рисунков, карт и т.п.);@La France,@@Paris
14)семантизация синонимов и антонимов, ложных друзей переводчика в системе с другими, уже известными словами и словосочетаниями в соответствующем мультимедийном сопровождении;@ложн.друзья
15)семантизация интернациональных слов с использованием языковой догадки при общей мультимедийной поддержке;
16)систематическая семантизация слов на основе мультимедийного изображения, где каждая деталь подсказывает их значение, что исключает перевод (план улицы или дома, ситуация на вокзале, в театре,в магазине);@@Presentations
17)семантизация новых слов на основе уже известных (сложные слова, добавление словообразовательных элементов, соотнесение однокорневых частей речи)
посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения при соответствующей графической и изобразительной поддержке. @Arc-en-ciel
Вышеизложенное позволяет утверждать, что использование презентации PowerPoint в учебном процессе обуславливает применение определенных видов упражнений. В сфере компьютерных технологий те разновидности упражнений по способу осуществления речевого действия, а именно: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, приобретают новые свойства, обусловленные техническими возможностями программы . Совсем недавно были введены в понятийный аппарат методики обучения иностранным языкам следующие специальные упражнения:
- линейные упражнения, структура которых носит фиксированный характер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстраций (слайд-«плакат»);
-анимационные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда;
-гипертекстовые упражнения, построенные по принципу гиперссылок. Они характеризуются повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала;
-упражнения в форме Интернет страницы, управление которыми осуществляется с помощью горизонтального или вертикального меню, что подразумевает компоновку фрагментов упражнений, проведенных ранее.
Стоит отметить, что прослеживается закономерность использования данных видов упражнений на определенных этапах работы над учебным материалом. На начальном этапе, например, на этапе презентации и первичного закрепления новых языковых явлений, учитель чаще всего предлагает линейные и анимационные упражнения. Этап тренировки будет включать в себя преимущественно гипертекстовые и анимационные упражнения, характеризующиеся повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала. На заключительном этапе работы над темой появляются упражнения в форме Интернет страницы, позволяющие систематизировать полученные знания и ориентирующие на выход в речь. Тем не менее выбор и очередность использования данных упражнений зависят от конкретных задач, решаемых учителем на уроке, и может варьироваться им в зависимости от логики урока или комплекса упражнений.
Успешность готового продукта и его реализация на уроке зависят от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Есть ряд методических рекомендаций по подготовке и использованию слайд-шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий.
Определение целей и задач будущей презентации. На данном этапе следует четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования; выделить ключевые моменты и определить целевую группу обучающихся; продумать технические условия будущей демонстрации.
Необходимо ориентироваться на три способа использования презентации:
-обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест; слайды проецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при любой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом этапе урока, например при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д.;
-обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компьютеров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера); как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;
-обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с презентацией; она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д.).
В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грамматического материала и формулировка целей и задач для учащихся.
Отбор и организация учебного материала. На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки (для текстов, цитат, иллюстраций, фотографий, упражнений). Затем начинается поиск, сохранение и накопление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектируется структура этапа/ов урока с использованием слайд-шоу с учетом технологического инструментария программы PowerPoint.
Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительного макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие моменты: выделение основных элементов презентации, создание структуры основной части презентации, распределение учебного материала по слайдам, поиск дополнительной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логики подачи материала, подготовка заключения. Уже на данном этапе должен быть разработан комплекс упражнений.
Техническое воплощение презентации согласно технологии программы PowerPoint и требованиям к наглядности . Под этим подразумевается:
-простая навигация и управление;
-умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии с требованиями, предъявляемыми к опорам и наглядности;
-соответствующий стиль подачи материала (пункты плана, ключевые слова, перечисления), отсутствие сложных грамматических структур и сплошного текста;
-предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучающихся, а также их фиксация в презентации (через гиперссылку с эффектом скрытого слайда);
-распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации.
Учителю в разработке презентации могут помочь следующие технические возможности программы:
Шаблоны. Они предоставляют возможность подобрать подходящий дизайн образца слайда в соответствии с темой презентации, позволяя учителю не задумываться над его оформлением и не затрачивать время на создание собственного шаблона.
Макет слайда. Это набор заполнителей структуры слайда, в качестве которых выступают текст, картинки, таблицы, диаграммы, графики, аудио- и видеофайлы. Макет определяет также расположение информации на слайде.
Фон слайда. Это основа для смыслового наполнения. Фон может быть однотонным, многоцветным, иметь текстуру (кирпичная кладка и пр.) либо узор (диагональный, плитка и пр.). В качестве фона можно использовать рисунок или фотографию. Фон слайдов бывает разным, но обычно все слайды презентации имеют одинаковый цвет, что обеспечивает целостность восприятия.
Скрытые слайды. С их помощью учитель может использовать одну и ту же презентацию на разных этапах работы над темой. При этом он сознательно скрывает от обучающихся те слайды, которые планирует использовать на другом уроке, например, для расширения или углубления ранее изученного материала. Это экономит время, затрачиваемое на подготовку презентации.
Эффекты кадровых переходов. Это способы переходов от одного кадра к другому, в результате которых происходит обособление смысловых фрагментов презентации.
Эффекты анимации объектов в кадре. Они являются инструментом для дозированной подачи информации внутри кадра. Наиболее оптимальными для учебных и обучающих целей представляются так называемые «простые» эффекты:
-для функции «вход» и «выход»: выцветание, проявление с увеличением, проявление с вращением, развертывание;
-для функции «выделение»: высветление, затемнение, дополнительный цвет, подчеркивание, подведение к серому;
-функция «путь перемещения» (советуем с осторожностью подходить к этому эффекту).
Заметки. Их основная функция - графические пояснения к каждому слайду презентации. Заметки можно сделать развернутыми и краткими. В область заметок каждого слайда можно внести целый конспект урока или отдельные его этапы. Заметки не отображаются на слайдах, а печатаются отдельно. С каждым слайдом презентации связана отдельная страница заметок, на ней располагается уменьшенная копия слайда, с которым она связана. Данную технологию можно использовать при подготовке к лекциям или при изготовлении раздаточного материала.
Примечания. Они не отображаются в режиме показа презентации и могут быть полезны учителю на этапе технического воплощения слайд-шоу, так как позволяют сделать пометки относительно того или иного объекта на слайде. Например, в процессе проверки подготовленных обучающимися презентаций учитель при помощи примечаний может вписывать свои коррективы в презентацию, не занимаясь ее исправлением.
Непосредственная демонстрация готового продукта на уроке. На демонстрационном этапе происходит предъявление нового материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необходимости повтор нужных слайдов.
При показе слайд-шоу стоит помнить о следующем:
-смену слайдов лучше всего осуществлять посредством щелчка мыши или нажатия клавиши , а не в автоматическом режиме, чтобы учитель, регулируя смену слайдов, мог между ними прокомментировать материал или сделать к нему необходимые дополнения;
-в процессе демонстрации можно рисовать на слайдах. Рисование в кадре делает возможным ситуативно-обусловленный или непредусмотренный заранее комментарий к слайду, составление схемы, либо дополнительное акцентирование внимания обучающегося на каком-нибудь объекте.
Последемонстрационный этап охватывает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоятельную формулировку ими правила, повторение лексических единиц.
Критический анализ результатов проделанной работы и внесение коррективов в презентацию с учетом обнаруженных недостатков. Рефлексивный этап включает анализ и выводы учителя о результативности подготовки и показа ММП,мониторинг.
Усовершенствование презентации для ее последующих показов. Желательно, чтобы учитель по возможности сразу после проведения урока занимался данной процедурой, поскольку она позволяет оценить результат работы и облегчить подготовку к следующим урокам с использованием слайд-шоу.
Несмотря на «продиктованные» методические рекомендации, допускается элемент творчества при подготовке и показе презентации PowerPoint. Однако при этом учитель должен всегда помнить о том, что перед ним стоят конкретные учебные задачи, выполнение которых зависит от качества созданных им учебных материалов. Желаем учителям успехов в воплощении их идей!

Литература
1.Концепція загальної середньої освіти (12-річна школа) // Освіта України.-2003.- № 34.
2.Національна доктрина розвитку освіти // Освіта України.-2002.-№33 (23 квітня)
3.Беляева Л.И., Иванова Н.В. Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе.-2008.-№4.
4.Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием. Иностранные языки в школе.-2008.-№3.
5.Пыхова Е.К. Советы по созданию ученических(и не только) компьютерных презентаций по английскому языку http://pedsovet.org/forum/topic499.html.
6.Ястребов Л.И. Классификация презентаций//Вопросы Интернет образования.- 2007.-№33.
7.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS Power Point 2002//Вопросы Интернет образования.- 2007.-№47.
 Использование ММП

Комментариев нет: